Юношеская сборная России под руководством Дмитрия Хомухи заняла первое место в своей предварительной группе на проходящем в Словакии Чемпионате Европы среди футболистов до 17 лет. Все три матча группового этапа в стартовом составе нашей сборной провел воспитанник кузбасского футбола Александр Головин, еще в прошлом сезоне выступавший в Чемпионате Кузбасса в составе ленинск-кузнецкого «УОР».
Ныне выступающий за ЦСКА техничный плеймейкер Головин заработал самый штрафной, с которого начался разгром украинцев в первом туре. Он не только старается вести игру нашей сборной, но и сам исполняет штрафные – чаще всего правой ногой. Помимо неплохого удара Головин оснащен хорошей стартовой скоростью и умением ориентироваться в быстрой атаке. Головин родился в Калтане, а футболом начал заниматься в Новокузнецке. Прошлой осенью Головин в составе сборной Сибирского федерального округа был признан лучшим полузащитником первенства России и получил приглашение в ЦСКА. Последним уроженцем Кузбасса в ЦСКА был Ильшат Файзулин.
В первом матче Евро-2013 наши юноши со счетом 3:0 разгромили ровесников из Украины, после чего россияне сыграли вничью с хорватами (0:0) и итальянцами (1:1), и с пятью очками стали лучшими в предварительной группе «B».
Теперь подопечные Хомухи 14 мая сыграют в полуфинале со Швецией. В другом матче 1/2 финала Италия встретится со Словакией.
Кроме того, своим успешным выступлением в групповом этапе европейского чемпионата, российская юношеская сборная обеспечила себе право на участие в ЧМ-2013. Команда под руководством Дмитрия Хомухи достигла такого результата впервые за всю историю юношеских сборных России.
Головин без спорно одаренный малый, но и Кувшинов, лицо к которому имеет смысл приглядеться. В играх против этой парочки отчетливо запомнился именно второй. Далеко пойдут, но за Уралом.
Молодец! Удачи!
Он тяжело вживался в новый коллектив.
— Даже при том, что в УОР нашёл условия для занятий футболом, о которых в Калтане мне и не мечталось, — признаётся Александр. – Учебные классы тут же, по тёплому переходу в соседнем здании. Отличные спальные комнаты. Бильярд, теннисный стол. Столовая. Медицинский центр. Тренажёрный зал. Музей славы футбольного отделения. Везде чистенько, достойно. Но скучал по дому страшно. По три раза на дню звонил маме, случалось, что даже просил её забрать меня отсюда
Тоска длилась полгода или чуть больше. Она подтачивала не только сердце мальчишки, но также накладывала отпечаток на тренировки: он видел все недостатки своего позднего (на год бы пораньше) приезда в УОР, видел отставание от «старичков» в технике, физподготовке. Почти весь свой первый сезон 2011 года Головин просидел на скамейке запасных, иногда выходил на замены. Но на тренировках выкладывался привычно полностью и даже потихоньку прихватывал вечера, оттачивая игровые элементы в одиночку.
Новичок зажил той жизнью, которая питала душу до этого, и которая в силу обстоятельств оторвалась от тела и на время застряла в детстве. В традиционной васютинской коллективной анкете 2012 года Саша напишет: «Я стал намного техничней, появилось хорошее владение мячом. Я почувствовал, что гармонично влился в коллектив, стал более спокойным, уверенным в себе».
Быстро набирал обороты Александр Головин. Работоспособный, хваткий, креативный полузащитник вошёл в сезон-2012 с полностью открытым дыханием, в основном составе одного из ведущих кузбасских клубов. Все 22 матча он отыграл без замен в стартовом составе. Забил шесть голов и сделал столько же результативных передач. А в среднем балле за матч – показателе качества игры – уступил лишь земляку А.Кувшинову. Наконец, по итогам сезона Головин получил сразу приз прогресса и приз зрительских симпатий, а при подведении клубных итогов за год это дорогого стоит!
— Я помню много событий из прошлого сезона, — с удовольствием вспоминает Саша. – Первая игра в чемпионате Кузбасса с «Кемерово» в мае, первый выход на поле в основном составе, и запись в актив голевой передачи. Конечно, в памяти останется боевая ничья 1:1 с сильной «Зарёй-СУЭК», и мой спасительный гол в ворота горняков. А как забудешь зональные турниры первенства России, куда меня (спасибо всем) отпускали играть в составе ДЮСШ новокузнечан. Мы обыгрывали молодёжку самого «Рубина», юных воспитанников известной «Академии Коноплёва» из Тольятти.
Дальше Головин летел просто ракетой. В том же сезоне его берут в сборную Сибирского Федерального округа. На России она становится почётно четвёртой, а представитель ленинск-кузнецкой футбольной школы (так он сам себя называет без оговорок) признаётся лучшим полузащитником турнира и получает первый свой личный кубок за мастерство, яркий дебют. В октябре 2012-го его приглашают в молодёжный состав московского ЦСКА, а через две недели – в сборную России, где собрался весь цвет игроков возраста до 17 лет. Он стал в ней единственным представителем неоглядного Зауралья.
С начала нынешнего года Александр окунулся в ту же знакомую купель одиночества, только теперь столичную. Ностальгия была покороче, ценою в два месяца, но купель оказалась с более холодной водой.
— Теперь мне бесконечно хотелось в родной Ленинск, — улыбается он. — Изматывали бесконечные переезды, московские пробки, скучноватые силовые тренировки на базах ЦСКА и сборной, однообразная жизнь в спортинтернате, где чуть ли не половина игроков из Африки, пообщаться не с кем. Но и плюсы стажировки, конечно, в сердце я сохраню. У меня заметно прибавилось «физики»: там налегали на кроссы, прыжки со штангой, на растяжки. Ну, и поля там, мягко говоря, получше, даже мячи совсем другие, «настоящие». Пошли заграничные тренировочные сборы. Рад, что и там я смотрелся неплохо, Кузбасс не позорил. В Турции в товарищеской игре со сборной Беларуси, в которой мы выиграли 4:1 у соперников старше нас на год, сделал голевую передачу.
Александр Головин рос с младшим братиком Ваней в простой семье. Папа экспедитор, мама бухгалтер в торговой фирме. Так что пресловутых футбольных генов у него не было, но одноимённая бацилла почти сразу после рождения в нос залетела, заразив игрой с пяти лет. Дворовый футбол перерос в секционный в местной ДЮСШ, куда Саша с другими десятью одноклассниками записался в пер-вом классе без раздумий. Мне нравится, что он помнит имена Александра Серге-евича Плясунова, Александра Михайловича Уфимцева, первого и второго своих тренеров, которые учили мальчишек игровому уму-разуму. Благодарность – хо-рошая черта человека, только начинающего выверенный жизненный путь. И я ви-жу её в тёплых словах Саши о Васютине, о ребятах по команде «УОР», о госте-приимном Ленинске-Кузнецком, навсегда вписанном в его доброе сердце.
Он рос настоящим футболистом, безоглядно променявшим учёбу на пыльный мяч, любимые тренировки, долгожданные игры, и тем самым доведшим к девято-му классу мать до слёз и причитаний о загубленной судьбе ребёнка. Забегая впе-рёд, скажем, что она счастливо ошиблась: в УОР опытные преподаватели подтя-нули Александра до хорошего уровня, отвечающего статусу небесталанного фут-болиста. И, вообще, отстающий ученик у Васютина – это нонсенс.
— В Калтане мы играли в основном в мини-футбол: больших-то полей там не россыпь, а точнее, один старенький (бывший уже) стадион без трибун, — улыбает-ся Александр. – Но эта практика пригодилась. Такой формат игры научил хоро-шему дриблингу, устойчивости, умению принимать на поле решения в доли секун-ды. Мы и здесь частенько в него играем на поле возле училища, в зале ВГСЧ. А футболом я действительно заболел. И хватался за любую возможность проявить себя, подняться выше хотя бы на четверть, на половину ступеньки. Пять лет играл в сборной ДЮСШ Калтана, и мы побеждали в солидном турнире «Надежда», обыгрывали сильных новосибирцев. Выступал по приглашению за Осинники, Новокузнецк.